страницу в закладки
Котировки валют
Индексы недвижимости
|
Главная > Библиотека > Глоссарий бизнес-планирования и маркетинга Глоссарий бизнес-планирования и маркетингаBSC (сбалансированная система показателей)Balanced ScoreCard —
сбалансированная система целей и показателей, которая
позволяет контролировать стратегическое развитие бизнеса.
Наличие такой сбалансированной системы показателей позволяет
перейти от качественного описания целей предприятия через
идеальный образ желательного будущего результата
предпринимательской деятельности к операциональному. В этом
случае цель - это будущий желаемый и достижимый результат,
поддающийся количественному измерению и/или проверке в
эксперименте.
SWOT-анализБазовая техника систематизации
и качественного анализа информации для выработки стратегии,
путем сопоставления сильных и слабых сторон организации с
возможностями и угрозами, существующими во внешней среде.
Подробности вы можете узнать на странице SWOT-анализ.
Анализ конкурентовидентификация главных конкурентов, оценка их целей истратегий, сильных и слабых сторон, стереотипов поведения на рынке и т.п. Подробности вы можете узнать на странице Анализ конкурентов.
Аудит маркетингасистематическая, независимая проверка внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности организации в целом или отдельных хозяйственных единиц для выявления областей, где существуют проблемы, новые возможности
Аутсортинговая интеграцияТип интеграции организации в бизнес-пространство, предполагающий привлечение сторонних организаций для осуществления отдельных внутренних видов деятельности.
БизнесКонкретный продукт отраслевой ассортиментной группы, выпускаемый компанией для конкретного рыночного сегмента.
Бизнес-планПлан производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях. Подробности вы можете узнать в разделах бизнес-планирование и разработка бизнес-плана
Бизнес-портфельСовокупность стратегических бизнес-групп или отдельных бизнесов, реализуемых компанией.
БрэндингВся система маркетинговых акций, направленная на создание брэнда, напоминание о существовании товара, закрепление ассоциативных связей.
Бюджет маркетингаРаздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли.
Бюджет рекламной компанииобщая сумма затрат на подготовку, проведение и анализ рекламной компании за определенный период
ВидениеНабор сфер деятельности (бизнес-групп),
которые компания намерена реализовывать в стратегически
обозримой перспективе.
Виртуальная интеграцияТип интеграции организации в бизнес-пространство, при котором все внутренние виды деятельности организации, связанные с производством и реализацией продукции, осуществляются вне организации (100% аутсорсинг). Фактически организация порождает бизнес-идею, а затем находит и координирует деятельность по ее воплощению внешними исполнителями.
Внешняя среда организацииСовокупность всех элементов,
которые существуют вне границ организации и оказывают (либо
потенциально способны оказать) воздействие на организацию
или ее часть.
Внутренняя среда организацииСовокупность элементов, которые существуют в рамках организации, как единой системы. К таким элементам в первую очередь относятся: технологии, ресурсы, а также собственники, менеджеры и персонал компании.
Вторичная информацияДанные, собранные ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей данного маркетингового исследования
ВыборкаСтатистический термин, обозначающий в маркетинговых и рекламных исследованиях группу людей или сегмент населения, которые призваны олицетворять собой генеральную совокупность, т.е. тип потребителей или населения в целом
Выборка адекватнаяОтбор для проведения рекламного исследования такого количества предметов и лиц, увеличение которого приводит только к подтверждению данных
Глубинное интервьюОдин из методов маркетингового исследования, когда квалифицированный интервьюер задает респонденту вопросы, чтобы понять, почему он ведет себя определенным образом или что он думает об определенной проблеме.
Деловое кредоПредставляет собой
основополагающую концепцию деятельности компании,
раскрывающую принципы и идеалы взаимодействия со всеми
заинтересованными сторонами - участниками внешней среды (в
первую очередь, с клиентами) и внутренними субъектами
деятельности (собственники, менеджеры, персонал).
Дерево целейСтруктурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы. Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности.
Доля рынкаОтношение объема продаж продукта организации к суммарному объему продаж продуктов данного типа всех организаций, действующих на данном рынке. Емкость рынкаСуммарный объем продукта, который может быть куплен определенной группой потребителей, определенной географической зоны, в течении определенного периода, в определенных условиях внешней среды маркетинга, при определенном уровне использования элементов маркетинга организациями отрасли.
Жизненный цикл товараВремя с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке Заинтересованная сторонаЛицо или группа, во внешней среде или в рамках организационной системы, заинтересованные в успешных результатах деятельности организации. Например: потребители, владельцы, работники компании, поставщики, банки, ассоциации, партнеры, общественные организации или местное сообщество.
Инсортинговая интеграцияНаиболее распространенный тип интеграции организации в бизнес-пространство, предполагающий, что все внутренние виды деятельности организации, связанные с производством и реализацией продукции, осуществляются целиком и полностью ею самой.
Интенсивность потребленияПоказатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов.
Канал распределенияСовокупность предприятий, организаций и отдельных лиц, включенных в процесс доведения продуктов до конечного потребителя.
Комплекс маркетингаСовокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности организации, манипулируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков.
Конкурентное преимуществоОтличие в выгодную сторону
торгового предложения одной компании от предложений
фирм-конкурентов, благодаря чему потребители целевых рынков
делают выбор в его пользу.
Конкурентные бизнес-стратегииОпределяют характеристики конкурентного преимущества, которое компания хочет достичь, и характеристики рынка, на котором позиционируются эти конкурентные преимущества.
Конкурентные свойства продукцииПредпочтительные свойства продукции компании с точки зрения потребителя, достигаемые за счет предложения товаров или услуг, обладающих дополнительной потребительской ценностью (относительно продукции конкурентов), в том числе за счет осуществления продаж по более низкой цене.
Конкурентоспособность товараКомплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
КонкуренцияСостязательность на рынке.
Концепция маркетингаСистема основных идей, положений маркетинговой деятельности, согласно которой достижение целей организации зависит от глубины изучения запросов потребителей и полноты их удовлетворения по сравнению с конкурентами. Подробности на странице Маркетинговые исследования Конъюнктура рынкаОпределение соотношения между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарно-денежной массе в целом. Корпоративные стратегииСтратегии, определяющие
развитие корпорации в целом, как совокупности
взаимосвязанных бизнесов (или бизнес-групп).
МаркетингСистема управления
производственно-сбытовой деятельностью организации,
направленная на достижение конечных результатов посредством
учета и активного влияния на рыночные условия. Матрица АнзоффаМатрица, позволяющая уточнить стратегии развития компании в терминах «продукт» и «рынок», а также оценить вероятности успеха и затрат. По экспертным оценкам вероятность успеха уменьшается, а величина затрат увеличивается вдвое при переходе к каждой следующей по порядку стратегии.
Матрица ПортераМатрица, определяющая четыре основные альтернативные конкурентные стратегии.
МиссияЦель, вызывающая у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии дает ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что делает? Это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов. Миссия организацииДокумент, отражающий основные позиции базовой концепции деятельности компании (видение и деловое кредо), который призван обеспечить реалистичный и благоприятный образ фирмы, как во внешнем окружении, так и у внутренних субъектов организационной деятельности (собственников, менеджеров, персонала).
Модели стратегического позиционированияМетодический инструментарий, позволяющий определить место организации (или отдельного направления ее деятельности) в бизнес-пространстве, причем как в настоящее время, так и в будущем (спрогнозировать желаемое состояние и выявить направления дальнейшего развития). Наиболее известны следующие модели:
НаблюдениеМетод маркетингового исследования, заключающийся в сборе первичных данных путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями, ситуациями, при этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения исследования. ОпросСбор первичных данных, при котором респондентам задаются заранее подготовленные вопросы, касающиеся уровня их знаний, отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения.
Первичная самоидентификация компанииРезультаты самоанализа компании в качестве субъекта хозяйственной деятельности, а также объекта реформирования, включающая:
Первичная идентификация осуществляется в качестве отправного этапа, «точки отсчета» для последующего выделения потенциальных направлений развития (видения), разработки основополагающей концепции деятельности (делового кредо) и постановки всего контура стратегического планирования в целом.
Портфельные стратегииСтратегии, определяющие общие
характеристики портфеля бизнесов корпорации, с точки зрения
отношения обязательств к доходу и способности корпорации
выплачивать дивиденды.
ПотребностьОсознаваемое стремление потребителя получить нечто, имеющее для него вполне определенную ценность (как материально-вещественную, так и нематериальную). Выделяют два основных типа потребности:
Например: корневая потребность — автономные средства передвижения, производные потребности — автомобиль, велосипед, мотоцикл и т.п.
Рынок (в маркетинге)Совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо продуктов.
Сегмент рынкаСовокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и другие элементы комплекса маркетинга. СегментированиеРазделение рынка на четкие подгруппы с использованием различных критериев. СинергияДополнительные стратегические преимущества, которые возникают при реализации нескольких направлений бизнеса в рамках одной компании, за счет взаимодополняемости продукции и услуг и/или использования общих ресурсов.
Стержневые технологии (компетенции)Уникальные технологии, которые обеспечивают компании базовые, пороговые конкурентные преимущества в самой долгосрочной перспективе. Это специфические навыки в технической, управленческой или иных сферах, которые определяют невоспроизводимые достоинства конечного продукта компании и обеспечивают потенциальный доступ к различным рынкам.
Стратегии взаимосвязи бизнесовСтратегии, определяющие степень
и характер взаимосвязи направлений деятельности в рамках
бизнес-портфеля корпорации.
Стратегии развитияСтратегии, определяющие общие тенденции развития бизнес-портфеля (рост, стабилизация, уменьшения масштабов деятельности, ликвидация и т.д.)
Стратегическая бизнес-группаГруппа реализуемых компанией бизнесов, родственных по технологическому и/или рыночному признаку; продукты одной отраслевой ассортиментной группы.
Стратегические целиОтражают в количественных показателях желаемое состояние, которое необходимо достичь в ходе использования потенциала организации к определенному сроку. Наиболее общие показатели эффективности деятельности организации зафиксированы в системе стратегического учета BSC.
Стратегический анализМетодичные систематизированные действия по следующему управленческому циклу: сбор и обработка информации, выявление особенностей, закономерностей, тенденций и возможностей развития.
Стратегическое планированиеСистема внутрифирменного планирования и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Важно понимать, что в отличие от традиционного для нашей страны планирования методом «экстраполяции от достигнутого», концепция стратегического планирования подразумевает организацию деятельности для прогнозируемому в достижения определенного «желаемого состояния», прогнозируемого в будущем исходя из анализа возможных изменений во внешней среде и организационной системе компании. Подробности на странице стратегическое маркетинговое планирование
СтратегияСпланированная система действий, направленная на то, чтобы достигнуть установленных целей путем координации и сбалансированного распределения ресурсов компании. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с изменяющимися рыночными условиями. По уровню иерархии выделяют корпоративные стратегии, стратегии бизнес-направления (бизнес-стратегии), функциональные и операционные стратегии.
Стратегия интеграции организации в бизнес-пространствоСтратегия, определяющая распределение видов деятельности по производству и реализации продукции организации между ней и внешними партнерами.
Устойчивые факторы обеспечения конкурентного преимуществаФакторы, которые сами по себе не являются уникальными, но традиционно (во взаимосвязи со стержневыми компетенциями) обеспечивают компании дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. Например: сложившийся за многие годы благоприятный имидж, связи в государственных структурах, комплексный подход к удовлетворению проблем заказчика.
ЦелиКонкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Ценности Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.
Целевая аудиторияОсновная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного сообщения.
Целевой рынокЧасть доступного рынка, на которой организация концентрирует свои усилия.
Шесть критериев качества удовлетворения потребностиСпособность компании предоставить:
|