страницу в закладки
Котировки валют
Индексы недвижимости

Главная > Бизнес-планирование > Разработка должностных инструкций

 

Разработка должностных инструкций



Заявка на разработку должностной инструкции


Должностная инструкция - документ, в котором определены основные задачи сотрудника, его обязанности, квалификационные требования к должности, список документов, которыми он должен руководствоваться при выполнении своих обязанностей, порядок назначения и освобождения от должности, место должности в организационной иерархии, права и ответственность сотрудника.



Основным аргументом против составления должностных инструкций является большой объем связанной с этим «бумажной» работы, а также частые изменения структуры и профиля деятельности многих российских компаний.

 

В то же время именно при изменениях функциональных обязанностей различных специалистов должностные инструкции или четкая формулировка набора функций, выполняемых сотрудниками, помогают обеспечить непрерывность функционирования служб компании и преемственность обязанностей сотрудников.

 

Данный документ, в первую очередь, необходим для управления персоналом. Указанные в ней требования помогают оценивать и развивать персонал, ускоряют процесс введения в должность нового сотрудника, а также позволяют обосновать размер оплаты труда, в том числе при проверке контролирующих органов.

 

Стоимость разработки должностных инструкций зависит от многих факторов и является договорной. 



Цели разработки должностных инструкций:

 

  • Регламентация служебных полномочий и обязанностей сотрудников
  • Обоснование отбора работников при найме, при оценке соответствия требованиям организации кандидатов на вакантные должности
  • Основа для ранжирования работ или должностей и последующей разработке внутрифирменных систем оплаты труда
  • Основа для создания процедур компании

Когда необходима разработка должностной инструкции


Разработка, пересмотр и оформление должностных инструкций необходимы во многих ситуациях. На уровне компании к ним можно отнести:

  • изменение организационной структуры;
  • корректировку технологии или внедрение программного обеспечения, ведущего к изменению процессов деятельности в компании.

На уровне подразделения могут возникнуть следующие ситуации:

  • введение новой должности;
  • расширение полномочий должности; 
  • изменение функций службы;
  • возникновение проблемных ситуаций, причиной которых является нечеткое распределение ответственности между должностями;
  • смена руководства подразделения, ведущая к изменению процессов и распределению ответственности.

Поскольку эти преобразования приводят к изменению должностных обязанностей,  нужно зафиксировать новые функции таким образом, чтобы они не пересекались. С другой стороны, важно, чтобы описанные обязанности охватывали все функции подразделения.

 

Кто должен разрабатывать должностные инструкции


В разработке и оформлении должностных инструкций заинтересован в первую очередь непосредственный руководитель подразделения. Особенно это касается ситуаций, когда изменения в деятельности подразделения существенны или необходимо спроектировать деятельность новой службы. Тогда финансовый директор должен сам заняться разработкой должностных инструкций с привлечением ведущих специалистов подразделения.

 

Еще один распространенный вариант составления должностной инструкции - самостоятельная разработка инструкции сотрудником (описание своих должностных обязанностей и порядка взаимодействия с другими специалистами). Руководитель проверяет текст и вносит необходимые, на его взгляд, изменения. Такой подход дает качественный результат, если инструкции разрабатываются для существующего подразделения впервые и стоит задача зафиксировать ситуацию «как есть».


Содержание и оформление должностной инструкции


Обычно должностная инструкция состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения. 
  2. Направления деятельности (основные задачи). 
  3. Обязанности (функции). 
  4. Взаимоотношения. 
  5. Права. 
  6. Ответственность.

     

В компаниях могут использоваться разные формулировки, но содержание этих разделов остается примерно одинаковым.

 

Должностная инструкция содержит следующую информацию:

 

  • Наименование должности
  • Наименование структурного подразделения
  • Цель должности
  • Место должности в рамках организационной структуры
  • Руководство, подчинение, замещение сотрудника
  • Требования к сотруднику: образование, специальность, знания, навыки, опыт работы
  • Должностные обязанности сотрудника
  • Формы отчетности
  • Критерии эффективности труда
  • Взаимодействие внутри организации (желательно)
  • Взаимодействие с внешними структурами (желательно)
  • Права
  • Ответственность

     

Если вы хотите разработать должностные положения или инструкции для вашего нового бизнеса, вы можете обратится к нам, используя контактную информацию.  Звоните, мы поможем!