страницу в закладки
Котировки валют
Индексы недвижимости

Главная > Библиотека > Маркетинговый план


Маркетинговый план


Что такое маркетинг?


Для начала ответим на вполне закономерный вопрос: а зачем нужен маркетинг предприятиям малого и среднего бизнеса?

 

Маркетинг — это деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей. Иными словами, использование принципов маркетинга позволяет выяснить, чего хотят покупатели вашей продукции (потребности потребителей) и предложить им именно такой товар / услугу. Если ваше предложение окажется лучше предложения конкурентов, вы сможете получить больше прибыли, так как ваши товары будут покупать охотнее. Это и есть лучшее, чем у конкурентов, удовлетворение потребностей потребителей.


 
Маркетинговую деятельность в виде укрупненного маркетингового плана можно представить в виде блок-схемы (Рисунок 1).

 

Выполнение маркетингового плана по этапам


Иными словами, маркетинг, а следовательно и маркетинговый план, объединяют возможности предприятия и желания потребителя:

 

  • покупатель удовлетворяет свои потребности, приобретая полностью устраивающий его товар;
  • предприятие получает доход от реализации товара, необходимого потребителю.

К сожалению, на многих предприятиях до сих пор наблюдается прямо противоположная ситуация: вместо того, чтобы продавать покупателям те товары, которые они хотят купить, производители пытаются продать им то, что сумели произвести, не думая о том, нужно это покупателям или нет. Таким образом, отсутствие маркетинга как такового или профессионального маркетингового плана  деятельности на предприятии приводит к серьезным проблемам со сбытом.

Итак, маркетинговый план нужен любому предприятию для того, чтобы увеличивать сумму прибыли за счет производства и продажи именно тех товаров / услуг, которые нужны потребителю и отказа от тех, которые будет сложно либо невозможно продать, так как они никому не нужны.

 

Зачем нужен маркетинговый план предприятиям малого и среднего бизнеса?


Теперь поговорим о том, зачем нужен маркетинговый план предприятиям малого и среднего бизнеса. Довольно распространено мнение, что маркетинговый план полезен в основном крупным компаниям, а малым и средним это не по карману, да и не нужно. Мы придерживаемся прямо противоположной точки зрения. Маркетинговый план особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса по следующим причинам: как правило, они проигрывают крупным компаниям по издержкам (так как последние пользуются эффектом «экономии на масштабах»), и по объемам имеющихся финансовых ресурсов. Следовательно, зачастую основные конкурентные преимущества, имеющееся у предприятий малого и среднего бизнеса — это его гибкость и близость к покупателю, возможность уделять внимание каждому клиенту, изменяться, подстраиваясь под его требования. Это выражается в том, что:

 

  • предприятия малого и среднего бизнеса могут быстро отреагировать на глобальное изменение спроса. Малое предприятие сможет быстро переориентироваться на выпуск новой продукции, тогда как у крупного предприятия на переориентацию и распродажу запасов уйдет гораздо больше времени вследствие присущей ему инертности и больших масштабов;
  • предприятия малого и среднего бизнеса могут выпустить небольшую партию товара, измененного в соответствии с пожеланиями конкретного потребителя. Такой схемы работы придерживается большинство небольших фирм — производителей мебели. Они всегда готовы изменить стандартную модель в соответствии с пожеланиями покупателя, и благодаря этому очень успешно конкурируют с крупными предприятиями, предлагающими качественную, но большей частью типовую мебель.

Таким образом, тесное взаимодействие с покупателем и оперативное реагирование на его пожелания является основным конкурентным преимуществом малых и средних предприятий. А для того, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом, необходимо постоянно отслеживать изменения в предпочтениях потребителей (с помощью маркетинговых исследований) и разрабатывать модификации товаров в соответствии с выявленными пожеланиями покупателей (с помощью реализации функций маркетинга).

 

Отсюда вывод — для малых и средних предприятий внедрение маркетинга и разработка маркетингового плана как основной функции предприятия необходимо, так как оно обеспечивает им преимущество в конкурентной борьбе за потребителя с крупными предприятиями.

 

Место маркетингового плана в годовом плане развития предприятия


От значения маркетинга для предприятий малого и среднего бизнеса перейдем к определению маркетингового плана и его места в годовом плане развития предприятия.

Маркетинговый план — документ, являющийся важнейшей составной частью годового плана развития предприятия (наряду с финансовым, производственным и другими планами), в котором устанавливаются рыночные цели предприятия и предлагаются методы их достижения.

Годовой план предприятия, соответственно, устанавливает общие цели предприятия (куда входят рыночные, финансовые, производственные, инновационные и цели в области управления персоналов) и определят пути и способы их достижения.

Схема разработки плана предприятия выглядит следующим образом:

 

Разработка маркетингового плана предприятия

 

Однако, так как в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то и маркетинговый план доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:

 

1. Решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать;

 

2. Содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план);

 

Далее, так как маркетинг является основной функцией, обеспечивающей связь между желаниями потребителя и возможностями компании, то разработка маркетингового плана, формирование миссии бизнеса, проведение SWOT-анализа и формирование общих целей и стратегии предприятия также становится маркетинговой задачей.

 

Зачем нужен маркетинговый план?


Несомненно, перед тем, как браться за разработку маркетингового плана, вы хотите окончательно понять, чем он может быть полезен вашему предприятию. Маркетинговый план подобен карте: он показывает, где находится предприятие в данный момент, куда оно движется и как собирается туда попасть. Чтобы выяснить, зачем нужен маркетинговый план, рассмотрим проблемы, которые возникают на предприятии при отсутствии маркетингового плана, а также те результаты, которые предприятие получает после его разработки.

 

Проблемы, вызванные отсутствием маркетингового плана

Результаты разработки маркетингового плана

у предприятия есть несколько вариантов развития, но не решено, в какой из них лучше вкладывать деньги; определен перечень привлекательных направлений развития, непривлекательные отброшены;
неизвестно, на каких покупателей нужно ориентироваться в первую очередь определена группа целевых потребителей и получено их описание
неизвестно, какие виды продукции надо развивать, какие совершенствовать, от каких — отказываться определены сильные и слабые стороны предприятия — ясно, какие проблемы нужно решать в первую очередь
предприятие развивается «рывками», четкие перспективы развития отсутствуют установлен четкий план действий, который должен привести к намеченным целям

Таким образом, маркетинговый план:

 

  • систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя;
  • позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение;
  • является документом, организующим работу всего предприятия;
  • позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям;
  • позволяет четко распределять время и другие ресурсы;
  • наличие плана мобилизует сотрудников компании.

Подытожим вышесказанное и еще раз рассмотрим все аргументы «за» и «против» разработки маркетингового плана предприятия.

 


Аргументы «против» разработки маркетингового плана

Аргументы «за» разработку маркетингового плана

Нет времени на разработку маркетингового плана
  • Разработка сокращенного варианта плана маркетинга по предложенному в этой серии статей алгоритму займет несколько дней

  • Разработанный маркетинговый план позволит вам сэкономить время за счет того, что вы не будете совершать лишних действий, которые не приводят вас к целям, установленным в плане маркетинга
Мы успешно работаем и без маркетингового плана В таком случае при наличии маркетингового плана ваше предприятие будет работать еще успешнее
Неизвестно, как разрабатывать маркетинговый план На рынке услуг есть компании профессионально занимающиеся предоставлением услуг разработки маркетинговых планов.

 

Алгоритм разработки маркетингового плана


В свете всего вышесказанного, мы предлагаем следующий алгоритм разработки маркетингового плана вашей компании, состоящий из пяти последовательных шагов:

 

  • Маркетинговый план. Шаг 1. Определение миссии предприятия. На этом этапе определяется миссия предприятия (его предназначение на рынке).
  • Маркетинговый план. Шаг 2. SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие и что оно из себя представляет.
  • Маркетинговый план. Шаг 3. Определение целей и стратегии организации в целом. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.
  • Маркетинговый план. Шаг 4. Определение задач и программы действий по их реализации. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.
  • Маркетинговый план. Шаг 5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга.

Разработка маркетингового плана помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам.

 

Наша фирма имеет большой опыт в разработке маркетинговых планов и маркетинговом планировании . Если вы хотите разработать маркетинговый план для вашей фирмы - обратитесь нам, используя контактную информацию. Звоните, мы поможем!